Социально-психологическое тестирование обучающихся (далее - СПТ) является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в подростковой и молодежной среде. Полученные результаты СПТ позволяют определить обучающихся с повышенной вероятностью вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. Результаты СПТ используются для разработки дополнительных адресных мер и оценки эффективности профилактической деятельности в образовательной среде.
От качества проведения информационно-разъяснительной работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, зависит то, с каким отношением субъекты образования подойдут к процедуре тестирования,каковы будут результаты и количество участников СПТ.
В данных рекомендациях изложена последовательность и характеристика основных профилактических мероприятий, рекомендованных к реализации в образовательной организации перед проведением социально-психологического тестирования на предмет раннего выявления незаконного потребления НС и ПВ среди обучающихся.
Понятие социально-психологического тестирования (СПТ)
• СПТ –это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.
• СПТ- это метод исследования, позволяющий определить эмоциональное и психологическое состояние учащихся, их индивидуальные особенности и проблемы, а также взаимодействие с окружающей социальной средой.
• Результаты тестирования позволяют определить, как наиболее сильные и ресурсные особенности личности обучающихся, так и особенности поведения в стрессовой ситуации, различные формы рискового поведения.
Польза СПТ
С помощью социально-психологического тестирования учитель или психолог может получить следующую информацию:
• эмоциональном состоянии школьника;
• личностных особенностях;
• самооценке и самопонимании;
• уровне межличностных отношений;
• социальной адаптации и включенности в классную группу;
• мотивации к учебной деятельности;
• уровне школьной тревожности;
• конфликтных ситуациях среди сверстников и взрослых.
Особенностью социально-психологического тестирования школьников является то, что получаемая информация позволяет специалистам создать индивидуальные рекомендации для каждого ребенка с целью снижения эмоционального дискомфорта, повышения мотивации и достижения успешных результатов в учебной деятельности.
Цель и задачи тестирования
• Цель такого тестирования заключается в выявлении особенностей развития личности, ее социально-психологического состояния, способностей и потенциала.
• Основные задачи социально-психологического тестирования школьников:
1. Определение уровня развития социальных и психологических компетенций школьников.
2. Выявление особенностей поведения и эмоциональной сферы учащихся.
3. Оценка стиля общения и конфликтной напряженности школьников.
4. Изучение мотивационной сферы и уровня самореализации учеников.
Методы и инструменты
Для проведения социально-психологического тестирования школьников используются различные методы и инструменты.
Основными из них являются:
• Стандартизированные тесты– это специальные психологические инструменты, разработанные на основе строго установленных норм и правил.
• Анкетирование– метод сбора информации с помощью опросников, которые заполняют сами школьники или их родители, учителя и другие лица, знакомые с ребенком. Анкетирование позволяет получить различные данные о личности, поведении, отношении и других аспектах школьников.
• Наблюдение– это метод, при котором специально обученные наблюдатели наблюдают за поведением школьников в различных ситуациях. Наблюдение позволяет получить данные о реальном поведении, взаимодействии и реакциях школьников.
• Интервью– это способ получения информации, основанный на беседе с школьником. В ходе интервью педагог или психолог задает определенные вопросы и активно слушает ответы школьника. Интервью позволяет получить глубокие и детальные данные о мотивациях, ценностях, установках и других аспектах личности.
Возрастные ограничения
Акцентируем Ваше внимание, что социально-психологическое тестирование является добровольным и анонимным:
• тестирование проводится в отношении обучающихся, достигших возраста тринадцати лет, начиная с 7 класса обучения в общеобразовательной организации.
• в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие (предоставляет сам ученик).
• Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).
Этика и конфиденциальность в тестировании
Сохранение конфиденциальности в процессе социально-психологического тестирования имеет несколько причин:
1. Защита личной информации учеников. Конфиденциальность гарантирует, что информация, полученная в результате тестирования, не будет использоваться вредоносным образом или против участников.
2. Доверие и открытость. Когда ученики знают, что их личная информация будет защищена, они более склонны быть откровенными и отвечать на вопросы тестирования честно и точно. Это позволяет получить более достоверные результаты. этики
3. Этические принципы. Конфиденциальность является неотъемлемой частью в тестирования. проведении социально-психологического Соблюдение конфиденциальности подтверждает профессионализм и ответственность специалистов в данной области.
Ответы на возможные вопросы родителей, связанные с социально-психологическим тестированием
• Могут ли по результатам диагностики поставить ребёнка на учёт? Результаты тестирования не являются фактическим или юридическим основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учёта. При желании обучающегося или его родителей результаты тестирования могут лишь мотивировать их самостоятельно обратиться за консультацией к профильным специалистам.
• Зачем ребёнку это тестирование? Результаты диагностики позволяют учащемуся получить информацию о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, содействуют развитию навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать потенциальные риски и обезопасить себя от них.
• Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ? Результаты теста помогают понять какие социально-психологические факторы не позволяют подростку преодолевать препятствия, возникающие на пути его личностного становления и развития, разработать индивидуальный профилактический маршрут, развить в дальнейшем механизмы психологической защиты.
• СПТ помогает выявить детей, употребляющих наркотические и/или психоактивные вещества? СПТ НЕ выявляет конкретных подростков, употребляющих наркотические и психоактивные вещества. Оно не является основанием для постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку! СПТ – это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.